Стоит ли учить ребенка читать или оставить эту задачу учителям? Как бы вы ни ответили для себя на этот вопрос, главное — не навредить. Опытный учитель-практик, методист и автор учебных и развивающих пособий Ольга Узорова ответила на частые вопросы родителей и рассказала, когда нужно учить ребенка читать и как делать это правильно.
В каком возрасте можно начать обучение чтению?
В этом вопросе мы отталкиваемся от слова «можно». Можно начинать и в 2, 3 или в 4 года, но только в том случае, если ребенок уже сам тянется к книге и просит показать ему буквы. Просто так, по собственному желанию вытаскивать ребенка из песочницы и сажать его за азбуку не нужно! Если есть желание — поможет правильная методика. Родителям очень понравился «Букварь. Учимся читать с 2–3 лет» и его продолжение «Учимся читать с 3–4 лет» — их можно предлагать детям от 2 и вплоть до 6–7 лет, это универсальные пособия.
Что делать, если ребенок хорошо знает буквы, но связывание их в слоги и чтение никак не даются?
Если совсем не получается, и вы активно портите настроение ребенку провальными попытками, то лучше закончить такие занятия. Небольшой лайфхак, как научить складывать буквы в слоги. Покажите на простом примере: буква О и буква Н — вместе ОН. Тренируйтесь складывать простые слоги дома, на улице, в поездках. Например, в букваре «Учимся читать с 2–3 лет» все слова состоят из 2–3 букв, а все диалоги — из этих коротких слов. В этом отчасти и состоит секрет успеха книжки: освоив самые простые примеры, малышу проще двигаться дальше. Если все же не получается, обратитесь к лучшим друзьям учителей начальной школы — логопедам!
Что НЕЛЬЗЯ делать при обучении чтению?
Ни в коем случае нельзя ругать ребенка. Если что-то не получается, это в первую очередь ваша неудача, — значит, вы используете какой-то неправильный метод обучения. Мало того, что ребенок уже потратил немало времени и усилий, пытаясь слушать ваши объяснения, так ему еще за этой и влетело! В следующий раз он уже заниматься не захочет, как бы ни размахивали перед ним букварем.
Нельзя лишать ребенка ситуации учебного успеха. Если у него получилось вспомнить букву или прочитать слог, не стоит воспринимать это как данность. Для малыша это очень сложно, он проделал большую работу, уважайте труд своего ребенка. Если что-то получилось — обязательно похвалите!
Зачем учить ребенка читать быстро и увеличивать скорость чтения? Он читает, как получается.
Наш мозг воспринимает информацию за доли секунды, и медленное чтение тормозит этот процесс. Если вы хотите, чтобы у ребенка развивалось мышление, надо обязательно следить за скоростью чтения. Если ребенок начал читать по слогам и продолжает так делать уже продолжительно время (год-два), не переходя на следующий уровень, значит, что-то не так. Если у вас не получается самостоятельно перейти от слогового чтения к плавному, ищите специалиста, который подберет грамотную методику.
Обучение чтению и самооценка ребенка — как найти баланс?
Баланс в этом вопросе необходим! Многие родители покупают азбуку уже годовалому малышу. Сначала ребенок долго учит буквы, потом от него требуют, чтобы он научился складывать их в слоги. Тут часто коса находит на камень, потому что родители ждут быстрого прогресса, им кажется, что это очень легко. Но для малыша это очень сложная задача, нужно набраться терпения. Если у ребенка что-то не получается, страдает его самооценка. А у дошкольника обязательно самооценка должна быть завышена, иначе в школе придется нелегко и ему, и его учителям. Если у ребенка опущены руки, он заранее уверен, что у него ничего не получится, учителю очень нелегко вытащить его из этой ямы низкой самооценки. Поэтому обязательно хвалите ребенка за достижения, создавайте ситуации учебного успеха и ни в коем случае не ругайте!
Надо ли учить дошкольников читать?
Однажды Бальзак сказал, что будущее нации в руках матерей. Пусть эти слова помогут вам собрать все силы и терпение! Я прекрасно понимаю: у вас иные профессии, свои увлечения и вряд ли много времени на обучение ребенка. Но все же лучше, если вы начнете учить малыша читать еще до школы. В школах сейчас этому уделяется достаточно мало времени, и учителя прямо или намеками говорят, что очень желательно к первому классу научить ребенка читать хотя бы со скоростью 30–40 слов в минуту. Это достаточно быстрое слоговое чтение. В начальной школе сейчас просто нет достаточного времени на обучение чтению.
Можно ли заниматься нерегулярно и тогда, когда это удобно родителям?
В старых методичках, по которым обучали еще детей царской семьи, есть такое выражение: обучение состоит не столько в правилах, сколько в упражнении. Вы можете быстренько объяснить ребенку теорию и рассказать правило, но если нет системных упражнений, то знания не усвоятся. Как строится любая хорошая программа? Немного часов на знакомство с темой, много-много-много отработки и практических занятий, немного часов итогового контроля и обязательные часы на работу над ошибками.
Какие сложности могут возникнуть при обучении чтению?
Сложностей может возникнуть очень много. Часто бывают проблемы, если у ребенка плохо развита память. Он стремится порадовать родителей и выучить буквы, но просто не может это сделать, а маме кажется, что он капризничает, издевается, специально не слушает. После нескольких таких занятий, ребенок понимает: несколько дней я сидел, старался, и у меня все равно ничего не получилось, так зачем продолжать? В этот момент дает о себе знать природный инстинкт самосохранения, и ребенок укрывается за прочной стеной, через которую сложно пробиться. Чтобы не навредить, нужно вооружиться грамотной методикой и, повторюсь, побольше хвалить ребенка. В наших «Букварях» заложена система, предусмотрено развитие памяти и внимания, а в начале есть подробная методичка для родителей, которая поможет выстроить занятия.
«Букварь» для малышей с 2 лет и другие книги Ольги Узоровой можно найти здесь.
Читайте также: