Вообще-то рассказать хорошую историю, которая будет держать в напряжении слушателей от начала до конца и познакомит их с интересными героями в запоминающихся обстоятельствах, – целое искусство. Когда ему учат, например, сценаристов, психологов и маркетологов, оно называется «сторителлинг». Но и без специального образования вполне можно порадовать детей хорошей историей. Надо всего лишь знать несколько правил.
1. У истории должен быть сюжет: экспозиция, завязка, развитие, развязка. Неплохо, если есть пролог и эпилог. Если вы собираетесь рассказывать историю несколько вечеров подряд (а некоторым родителям удается растянуть это удовольствие на несколько недель), важно хотя бы примерно представлять себе, когда наступит кульминация и чем все закончится. Впрочем, иногда весь план может рухнуть, если по ходу рассказа вам придет в голову неожиданный, но удачный поворот сюжета.
2. Главный герой идет своим путем, на котором встречает препятствия и борется с трудностями, получает помощь хороших персонажей и сражается со злыми. Хорошо бы твердо запомнить имена хотя бы нескольких главных героев, потому что ребенок обычно очень бдительно следит за тем, чтобы все было правильно. Но если вы вдруг ошибетесь и назовете волка Вольдемара Ивановича Вольдемаром Петровичем, всегда можно утешиться тем, что Лев Толстой тоже иногда с именами второстепенных персонажей обходился вольно.
3. Слушатель сопереживает главному герою и даже может себя с ним отождествить. Выбирая образ, подумайте, кто будет близок и мил вашему ребенку: кот, медведь, автомобильчик, принцесса или радиоуправляемый робот. Героем может быть, конечно, обычный мальчик или девочка, но тогда на ваши фантазии ребенок может возразить «так не бывает». Придайте как можно больше человеческих черт вашему персонажу, но так, чтобы они по возможности соответствовали его природе: например, слон может учиться танцевать и страдать от своей неуклюжести, а дикобраз — мечтать о нежных объятиях, которые затруднены из-за его длинных игл. Беззастенчиво заимствовать из классики девочку с голубыми волосами или мартышку с очками на лбу тоже не возбраняется, если вам захотелось придумать для них новые приключения.
4. Важны моменты, где герой делает выбор. Обязательно объясняйте, что его заставило так поступить, какие еще были возможности и почему он ими не воспользовался. Описывайте эмоции, которые герой испытывает в этот момент, его поведение, его сомнения. Можно нарисовать целую словесную картину: как ваш хомячок, зайчик или чудо-юдо выглядит, как меняется его выражение лица, как дрожит или поднимается голос, блестят глаза, подгибаются лапы… Все это поможет вашему слушателю лучше понимать не только сказочных персонажей, но и других людей, и себя самого.
5. Все должно закончиться хорошо — вы же не хотите, чтобы ребенку снились ужасы? Поэтому лучше останавливаться каждый раз на интересном, но не слишком драматическом моменте, когда речь о жизни и смерти все-таки не идет. К последней «серии» лучше подготовиться заранее: даже если раньше вас несла волна вдохновения, в финале хороший рассказчик должен свести все нити воедино, разрешить все загадки и вознаградить героя за испытания, выпавшие на его долю. И тогда репутация несравненного сказочника, по крайней мере у вашей целевой аудитории, вам обеспечена.
Такова идеальная картина, но, честно говоря, современные родители не очень часто достигают таких высот сторителлинга (а тем, кто достигает, честь и хвала). Если же у вас нет времени, фантазии или ярко выраженного таланта, можно просто взять книжку и прочитать уже готовую историю. Например, для этого отлично подойдут книжки про медвежонка Оскара и опоссума Пика. У них есть несколько особенностей, которые понравятся и родителям, и детям:
- Живые и симпатичные звери на картинках.
- На каждой странице 1-2 абзаца текста, поэтому их можно довольно быстро листать, открывая все новые иллюстрации, а можно дать прочитать страничку ребенку.
- Сюжеты, близкие и понятные детям: Пик решил один погулять в лесу, а Оскар намерен ни в коем случае не спать.
И, наконец, самое главное: если длинной истории оказалось мало, в книжке есть еще одна, чтобы побыть еще немного вместе.
Так что теперь вы знаете, как быть, если уже сонный ребенок вдруг требует: «Почитай еще!». Надо просто перевернуть страницу и рассказать коротенькую историю. А потом останется только пожелать малышу спокойной ночи…